1. Цель
Главная цель указателя – облегчить доступ к рекомендациям трех основных компонентов правозащитной системы ООН: договорных органов, созданных в соответствии с международными договорами по правам человека; специальных процедур и универсального периодического обзора (УПО), проводимого Советом по правам человека.
Указатель позволяет оперативно получать объективную и полную информацию о ситуации с соблюдением прав человека в различных странах мира. Собранная в указателе информация помогает знакомиться с подходами международного сообщества к развитию ситуации в области прав человека на национальном и региональном уровнях; сопоставлять выводы и/или рекомендации договорных органов, специальных процедур и универсального периодического обзора, проводимого Советом по правам человека, и получать общее представление о сотрудничестве между государствами и международными органами и механизмами.
Указатель призван помочь государствам осуществлять рекомендации и последующие меры. Он значительно упрощает работу Организации Объединенных Наций, национальных правозащитных учреждений (НПУ), неправительственных организаций и других представителей гражданского общества и исследователей, использующих рекомендации ООН в своей работе.
2. В чем новизна указателя
Указатель – единственная платформа, позволяющая в режиме текущего времени составлять выборки рекомендаций договорных органов, специальных процедур и универсального периодического обзора. С его помощью можно выбирать соответствующие конкретному параметру рекомендации трех основных элементов правозащитной системы Организации Объединенных Наций и проводить их сопоставление и анализ, тем самым значительно облегчая выработку всеми заинтересованными сторонами целостного подхода к реализации этих рекомендаций.
Одной из уникальных особенностей указателя является возможность поиска и получения данных о рекомендациях договорных органов, специальных процедур и УПО одновременно по нескольким позициям: государство, вид права; орган, проводящий рассмотрение, и – для УПО – государство, внесшее рекомендацию; позиция рассматриваемого государства и номер сессии.
Во время поиска можно оперативно получить данные об оценке органами и механизмами ООН ситуации с соблюдением прав человека в любой конкретной стране. Тем самым достигается новый уровень прозрачности и доступности накопленного ООН огромного массива информации о прогрессе в области прав человека.
3. Какие документы включены в указатель
В указатель включены следующие документы:
- Заключительные замечания перечисленных ниже десяти договорных органов. Это комитеты независимых экспертов, которые в рамках установленной процедуры представления докладов (за исключением ППП, организующего посещение стран) наблюдают за выполнением основных международных договоров по правам человека (индексируются с 2000 года):
- Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД);
- Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП);
- Комитет по правам человека (КПЧ);
- Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ( КЛДЖ);
- Комитет против пыток (КПП);
- Комитет по правам ребенка (КПР);
- Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (КТМ);
- Комитет по правам инвалидов (КПИ);
- Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ), в рамках которого пока не принято заключительных замечаний;
- находящиеся в открытом доступе доклады о посещении стран представителями Подкомитета по предупреждению пыток ( ППП);
- решения и рекомендации, принятые КЛРД в рамках процедур раннего предупреждения и неотложных действий;
- подготавливаемые мандатариями специальных процедур доклады о посещении стран с оценкой общей ситуации в области прав человека в соответствующих странах (индексируются с 2006 года). В своих докладах Совету по правам человека мандатарии призваны отчитываться:
- о ситуации с правами человека в конкретных странах и на конкретных территориях ( страновые мандаты);
- о широкомасштабных нарушениях прав человека в различных странах мира ( тематические мандаты);
§ рекомендации в рамках универсального периодического обзора (индексируются со времени проведения первой сессии в 2008 году). Обзор, проводимый при ведущей роли государств под эгидой Совета по правам человека, предусматривает рассмотрение каждые четыре года ситуации с соблюдением прав человека во всех 193 странах-членах ООН.
Каждое заключение и каждая рекомендация рассматриваются и классифицируются отдельно, а результат обработки регистрируется в виде аннотации [ссылка на соответствующий раздел страницы «Общие сведения»].
В верхней части аннотации указываются дополнительные документы (доклады о последующих мерах, изложение позиции рассматриваемого государства, замечания государств), помогающие получить представление о ходе осуществления той или иной рекомендации.
4. Почему тексты рекомендаций УПО имеют разный цветовой фон ?
Среди рекомендаций, принимаемых правозащитными органами/механизмами ООН, следует различать:
a) рекомендации договорных органов и специальных процедур, в составе которых эксперты илиэкспертные органы принимают собственные рекомендации;
b) материалы универсального периодического обзора, представляющего собой межправительственный механизм, в рамках которого все государства-члены участвуют в проводимом Советом по правам человека коллегиальном рассмотрении вопросов. Принимаемые ими рекомендации могут быть не приняты рассматриваемым государством.
Oпределить, кто является источником рекомендации – независимый экспертный орган или межправительственный механизм – можно по ее цветовому фону (белый для договорных органов и специальных процедур и синий для универсального периодического обзора).
5. Доступ к документам на официальных языках ООН
Поиск может выполняться на любом официальном языке ООН (арабском, китайском, английском, французском, русском и испанском), причем по документам, индексируемым с середины 2011 года, результаты автоматически выдаются на языке поиска, если официальный перевод существует и выполнен в формате оригинала. При отсутствии официального перевода или использовании иного формата система будет выдавать результат (аннотации) на английском языке. По документам, индексированным до середины 2011 года, результат выдается только на английском языке.
Кроме того, из системы можно на любом официальном языке ООН и в полном объеме получать необходимые по конкретной тематике документы. Для поиска документов необходимо перейти на страницу расширенного поиска, выбрать позицию «Документ» и ввести ключевые слова на соответствующем языке [рекомендации по упрощению поиска содержатся в разделе (ссылка на «Порядок поиска данных»).
6. Порядок организации данных
Указатель имеет следующую структуру (подробнее см. Руководство по поиску информации(гипертекстовая ссылка):
- III. РАВЕНСТВО И НЕДИСКРИМИНАЦИЯ
- РАВЕНСТВО И НЕДИСКРИМИНАЦИЯ
- РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
- ДИСКРИМИНАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (перенесен в раздел VI)
- IV. ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА
- ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА – ОБЩИЕ МЕРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
- ПРАВО НА ФИЗИЧЕСКУЮ И НРАВСТВЕННУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
- ПРАВО НА СВОБОДУ И БЕЗОПАСНОСТЬ
- ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ
- ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ
- ПРАВО НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ, БЕЗНАКАЗАННОСТЬ
- ПРАВА, КАСАЮЩИЕСЯ ИМЕНИ, ЛИЧНОСТИ, ГРАЖДАНСТВА
- ПРАВО ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ И ПРАВО ГОЛОСОВАТЬ
- ПРАВА, КАСАЮЩИЕСЯ БРАКА И СЕМЬИ
- ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА – МЕЖСЕКТОРАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА – ОБЩИЕ МЕРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
- ПРАВО НА ДОСТАТОЧНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ
- ТРУДОВЫЕ ПРАВА
- ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ
- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
- ПРАВО НА ЗАЩИТУ СОБСТВЕННОСТИ, ПОЛУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КРЕДИТА
- КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА – МЕЖСЕКТОРАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- VIII. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ
- ДОБРОВОЛЬНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
- ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПО ДОГОВОРНЫМ ОРГАНАМ
- ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРОЦЕДУРАМ
- ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УПО
- ЗАМЕЧАНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
- ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВА, РАССМАТРИВАЕМОГО В РАМКАХ УПО
7. Методика составления указателя
Каждый пункт относящихся к конкретной стране замечаний и рекомендаций договорных органов, специальных процедур и универсального периодического обзора в ходе классификации соотнесен в классификации с конкретным государством, видом права, органом, а для УПО с государством, внесшим рекомендацию; позицией рассматриваемого государства и номером сессии. Результатом классификации являются аннотации.
Виды прав человека, используемые при классификации, перечислены во Всеобщей декларации прав человека и последующих девяти основных международных договорах по правам человека и протоколах к ним. К этому перечню добавлены конкретные проблемы в области прав человека, рассматриваемые специальными процедурами или в рамках универсального периодического обзора, в том числе вопросы, касающиеся правозащитников и прав человека в условиях борьбы с терроризмом.
Предложенная методика облегчает работу с информацией по конкретной стране, охватывающей все гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права, и призвана обеспечивать объективность при отборе данных.
Выводы и рекомендации договорных органов и специальных процедур классифицированы по видам права, а не по рассматриваемым вопросам. Такой подход объясняется тем, что путем подготовки заключительных замечаний договорные органы осуществляют контроль за соблюдением государствами участниками тех прав, которые закреплены в соответствующих международных договорах. Каждый вывод или рекомендация соотнесены с конкретным положением договора. Мандатарии специальных процедур тоже рассматривают всю имеющуюся в их распоряжении информацию в свете международно признанных стандартов в области прав человека, имеющих отношение к их мандату, и международных договоров, участником которых является соответствующее государство. Тем не менее, для упрощения поиска из применяемого правила сделано несколько исключений. По темам, затрагивающим несколько вопросов, таким как гендерное насилие в отношении женщин, поиск проводится по конкретной проблеме.
Во всех возможных случаях эта методика используется и при обработке рекомендаций, внесенных государствами в рамках универсального периодического обзора. Рекомендации, не относящиеся ни к одному из положений международных соглашений, индексированы по конкретным проблемам, добавленным к перечню прав человека.
В результате материалы по одному и тому же вопросу могут быть разнесены по разным категориям в зависимости от того, в каком органе проводилось их рассмотрение. В этом случае доступ к аннотациям, в которых идет речь о рассмотрении различными экспертами или механизмами одних и тех же вопросов, но с разных правовых позиций, можно легко найти, проведя поиск по ключевым словам.
В предлагаемой классификации строго соблюдается используемое договорными органами юридическое толкование соответствующего права и – на более гибкой основе – толкование, используемое специальными процедурами. В результате материалы по одному и тому же вопросу могут находиться в разных частях указателя в зависимости от того, в каком органе проводилось их рассмотрение. Чтобы облегчить поиск, в результатах указываются дополнительные категории, которые могут относиться к интересующему пользователя вопросу (например, «см. также: ххх»). Если пользователь указывает не вид права, а ключевое слово, то в результатах поиска указываются все аннотации, связанные с соответствующей темой, независимо от предлагаемого экспертами юридического толкования тех или иных рассмотренных вопросов.
Информация об общих мерах по осуществлению – в тех случаях, когда речь идет о реализации конкретного права – будет относиться к соответствующей конкретной категории. Например, законодательные меры по преследованию и наказанию лиц, ответственных за пытки, будут отнесены к категории «Запрещение пыток», и наоборот, вопросы осуществления, связанные в целом с Конвенцией против пыток (например, воплощение ее положений в национальном законодательстве; общая политика государства и т.д.) относятся к категориям, касающимся общих принципов реализации, таких как «Конституционные и законодательные основы», если только соответствующий орган не примет иного решения.
8. Аннотация
Аннотация содержит текст пункта и информацию о документе, к которому он принадлежит; сведения о затрагиваемом государстве (или автономном образовании), о соответствующем праве человека и о затрагиваемых лицах.
В отношении исходного документа в аннотации приводятся следующие сведения:
- номер пункта, содержащего найденную информацию;
- условное обозначение ООН (только для находящихся в открытом доступе документов ООН);
- год публикации.
Используя установленные в аннотации гипертекстовые ссылки, можно открыть исходный текст пункта и сам исходный документ.
9. «Дополнительные» и «основные документы»
Для документов, индексируемых с середины 2011 года, в верхней части аннотации устанавливается гипертекстовая ссылка на любые дополнительные документы, помогающие отслеживать ход реализации рекомендации.
Указатель обеспечивает доступ к следующим дополнительным документам:
По договорным органам:
- отчеты о выполнении ряда рекомендаций (доклады о последующих мерах), представленные государствами-участниками;
- представленные государствами комментарии в отношении заключительных замечаний.
По специальным процедурам:
- предварительные замечания мандатариев специальных процедур о посещении той или иной страны;
- отчеты о выполнении рекомендаций, содержащихся в докладе мандатариев о посещении страны (доклады о последующих мерах);
- комментарии государств относительно докладов о посещении страны.
По универсальному периодическому обзору:
- добавление к докладу рабочей группы по УПО (в тех случаях, когда рассматриваемое государство заявляет о своей позиции в отношении внесенной рекомендации);
- доклад Совета по правам человека (в тех случаях, когда рассматриваемое государство вправе, в отношении внесенной рекомендации, заявить о своей позиции также и в связи с принятием доклада рабочей группы);
- доклад рассматриваемого государства о ходе осуществления рекомендаций (доклад об осуществлении);
- добровольные заявления и обязательства.
10. Почему аннотации выглядят по-разному
и иногда включают условные обозначения
По документам, проиндексированным до и после середины 2011 года, аннотации различаются тем, что в первом случае вместо вступительных формулировок заключительных замечаний используются сокращения, а в отчетах специальных процедур о посещении стран каждое предложение дается с новой строки, начинающейся со знака «>».
В аннотациях к заключительным замечаниям используются следующие сокращения:
Английский Французский Формулировка
c) p) обеспокоен, глубоко обеспокоен, отмечает с беспокойством и т.д.
w) f) приветствует, отмечает с удовлетворением и т.д.
n) n) отмечает и т.д.
r) r) рекомендации и просьбы (рекомендует, призывает,
настойчиво призывает, просит и т.д.)
i) i) просит представить информацию
11. Виды поиска
Простой поиск можно провести непосредственно на главной странице. Поиск документа осуществляется путем указания ключевого слова, государства (или автономного образования), органа или любого сочетания этих параметров.
Для повышения точности и целенаправленности поиска можно использовать Расширенный поиск(Advanced search):
· указав несколько параметров одновременно (например, одновременно несколько стран, организаций или видов права);
- - указав несколько ключевых слов;
- - выбрав в качестве параметра поиска позицию «Затрагиваемые лица»;
- - указав год публикации искомого документа;
- - указав условное обозначение искомого документа.
Дополнительные рекомендации размещены на странице [гипертекстовая ссылка на страницу «Рекомендации по упрощению поиска»]
12. Кто является разработчиком указателя и в чьем ведении он сейчас находится
Универсальный указатель по правам человека разработан под эгидой швейцарского правительства Институтом публичного права Бернского университета (Швейцария), в сотрудничестве с лабораторией LexUM (Технологии для систем правосудия) Монреальского университета (Канада). С 2007 года ответственность за обновление и дальнейшую разработку указателя возложена на Управление Верховного комиссара ООН по правам человека ((УВКПЧ), а в конце 2010 года швейцарское правительство передало УВКПЧ все права и обязанности, связанные с функционированием и обслуживанием указателя.
Nessun commento:
Posta un commento